вся правда о хай-джеках

elizz

Administrator
Симпатии
5
#1
Хайджек - начало начал освоения бездорожья - первое, что покупает автовладелец, решивший стать джипером. Лебедка, злая резина, шноркель – это все потом. Сначала хай джек. И совершенно правильно. Хай-джек самый верный и бюджетный способ вытащить застрявший автомобиль.

Заметили? Во вводном тексте название реечного домкрата написано тремя разными способами. И все вроде правильные. Потому, что есть три версии, происхождения русского названия этого инструмента.
Хайджек. От английского hijack (грабить, угонять). Филологи от off-road трактуют слово как «отнять». Цитата с одного из внедорожных сайтов: «… бескомпромиссно отнять внедорожник у грязи и снега… ». Ничего не скажешь, красиво. Но, кажется притянутым за уши.
Хай джек. Сочетание слов high (высоко), звучит как «хай» и jack (домкрат). Получается «высокий домкрат». Очень похоже на правду и внешний вид устройства, однако, тоже не оно.
Хай-джек. Упрощенное для краткости название бренда Hi-Lift Jack – собственного названия, которое напрямую никак не переводится. Именно так после нескольких переименований назвал свой «домкрат овцевода» его изобретатель Филлип Джон Харра в начале 20 века. Так, что, наверное, это наиболее правильное написание русскими буквами.

Основная функция реечного домкрата – это высоко поднимать застрявший автомобиль, дабы подложить что-либо под колеса и выехать. Для извлечения из плена используется четыре способа подъема. Основной - поддомкрачивание за силовые элементы и три дополнительных с использованием приспособлений: подъем за колесо с помощью Lift Mate, зацеп за несущие детали под бампером, используя Bumper Lift и за фаркоп посредством подцепления через переходник.

Подъем автомобиля за выступающие силовые элементы конструкции (бампера, пороги, «кенгурятник» ) самый очевидный, правильный и многопозволяющий способ использования реечного домкрата. Для этого он, собственно, и предназначен. Можно просто поднять, чтобы, например, подложить сэнд-траки под колеса. Можно вынуть из колеи и столнуть с хай-джека в сторону. Можно, приподняв передок значительно облегчить работу лебедке.

К сожалению, штатные силовые детали, за которые положено джетиться даже у транспортных средств повышенной проходимости встречаются все реже. Хочешь, не хочешь, а если в бездорожье забираешься часто, то надо ставить силовой обвес. Если же застревание в колее, грязи или снеге случаются нечасто, то можно обойтись хай-джечными аксессуарами.

Подъем автомобилей необорудованных силовыми элементами осуществляется за колесо с помощью аксессуара Lift Mate (помощник подъема). Надели Lift Mate на «клюв» хай-джека, зацепили его крюки на стропах за верхние отверстия в диске, уперли корпус в покрышку и все, можно начинать подъем. Правда, если машина сидит в колее, то придется еще выкапывать рядом с колесом яму под «пятку» домкрата, иначе конструкцию не установить. Но это, мелочи.
К слову, этот домкратно-колесный аксессуар может быть полезен и владельцам серьезных внедорожников, когда не хочется или нет возможности выбирать весь ход подвески, поднимая машину за бампер.

Продается Lift Mate, как правило, отдельно от хай-джека. Приобретать аксессуар лучше так, чтобы при покупке была возможность примерить его на колесо и попробовать поднять им машину. Будет обидно, если в ночном лесу выяснится, что коротковата длина строп, крючки не влезают в отверстия диска или разгибаются под весом автомобиля, бывает и такое. Лучше если крюки Lift Mate прорезинены или защищены покрытием, не будет царапин на дисках.

Комбинация Hi-Jack + Lift Mate удобна, функцию подъема выполняет отлично, но есть проблема. Поскольку нижняя часть домкрата ставится вплотную к покрышке, то после отрыва ее от земли бывает сложно, а то и невозможно, подложить под колесо доски, сэнд-трак и т.п. Нижняя часть хай-джека же и мешает. В этом и ряде других случаев удобнее пользоваться другим дополнительным устройством - Bamper Lift.

Когда надо поднимать машину за кузов, например, для смены колеса, а бампера вес машины не выдерживают и джекиться под них нельзя, то рекомендуют использовать дополнительный аксессуар Bamper Lift. Устройство, состоящее из насадки на клюв домкрата, цепи и крюка, позволяющего зацепиться за силовые элементы, находящиеся под бампером. Если до них можно добраться. Теоретически этот аксессуар в модифицированном виде (с удлиненной цепью или тросом) может цепляться за мосты, раму и другие прочности под днищем. Однако на практике это далеко не всегда получается. Потому, что если машина легла на «брюхо», то подобраться к чему-либо прочному проблематично.

Пожалуй, единственное место, которое доступно и выдерживает вес автомобиля – это буксировочные проушины. К ним цепляются с помощью шаклов (такелажных скоб). Но надо быть очень осторожным! Проушины находятся не по центру и конструкция получается крайне неустойчивая. Может завалиться в любой момент.
И еще. Покупая Bamper Lift, обратите внимание на указанную на нем разрешенную нагрузку. Она отличается от грузоподъемности хай-джека, как правило, ниже и составляет 1300 – 1500 кг.

Хоть и не основная, но полезная функция реечного домкрата – использование его в качестве ручной лебедки. Зачастую, чтобы выдернуть автомобиль из грязевого плена надо сдвинуть его всего на 30-50 см и хай-джека оказывается достаточно. Куда двигать, вперед, назад, в сторону, из колеи все равно. Мощи, развиваемой домкратом хватает для самых сложных ситуаций.

Один конец - обычно окончание рейки - через цепь (трос) цепляем к дереву или другому якорю. На клюв хай-джека крепим звено такелажной цепи, которая прикреплена к застрявшей машине. Почему цепь? Потому, что циклов вытаскивания автомобиля надо совершать несколько и каждые 50-80 см тяговый конец надо укорачивать, а делать это удобнее всего с цепью. Перецепил звено, такелажный крюк или карабин и все. А еще важно, что цепь не растягивается. Больше половины хода домкрата обычно уходит на выбор слабины троса. В сложных случаях, например, когда надо тянуть в гору в параллель к конструкции hi Jack + цепи натягивают еще один трос, не дающий машине сползать назад во время перецепок. Для перемещения внедорожника не только вперед, но и в любую другую сторону, нелишне приобрести блоки, позволяющие направлять усилия куда угодно.
 
Сверху